Сиалолитиаз (слюннокаменная болезнь)

Вы испытываете боль в области лица, шеи или во рту? Часто причиной такой боли могут являться камни. Камни в слюнных железах приводят к блокировке оттока слюны, что вызывает боль и отек пораженной железы. Если боль усиливается непосредственно перед едой или во время еды, скорее всего у вас заболевание со сложным названием – сиалолитиаз (слюннокаменная болезнь).

К счастью, сегодня эта проблема лечится. Однако для лучшего результата мы рекомендуем обратиться к специалистам, установить точный диагноз и пройти лечение. Давайте разберемся в причинах этого состояния и способах лечения.

Что такое слюнные железы?

Слюнные железы выделяют слюну. Слюна важна для расщепления пищи, которую вы едите. Она делает пищу влажной, смазывая ее, когда та проходит изо рта в глотку. Также слюна содержит химические вещества (ферменты), которые расщепляют часть крахмала и жира в пище.

Есть три пары желез, производящих слюну:

• Поднижнечелюстные железы – находятся под нижней челюстью.
  • Околоушные железы – располагаются спереди и снизу от ушной раковины.
  • Подъязычные железы находятся прямо под языком.

Слюна выделяется постоянно, поэтому полость рта остается влажной. Однако во время употребления пищи, вырабатывается гораздо больше слюны.

Откуда берутся камни в слюнных железах?

Химические вещества, содержащиеся в слюне, иногда могут кристаллизоваться в камень, который затем блокирует слюнные протоки. Чаще всего данной проблеме подвержена категория людей в возрасте от 30 до 60 лет.

Но данная проблема может возникнуть в любом возрасте. По статистике, камни чаще встречаются у мужчин, чем у женщин.

Причина, по которой образуется камень, точно неизвестна. Камень слюнной железы иногда называют сиалолитом или слюнным камнем. Большинство слюнных камней в основном состоят из кальция. Но нет никакой связи между образованием таких камней, и отклонением от нормы уровня кальция в крови или каких-либо других проблем с кальцием в организме. Камни слюнных желез обычно не связаны с какими-либо другими заболеваниями.

Размер слюнного камня может варьироваться от 1 мм до нескольких сантиметров в диаметре. Примерно 9 из 10 камней имеют размер менее 10 мм.

В каких железах чаще всего возникают камни?

Большинство (примерно 8-9 из 10) слюнных камней образуется в одной из поднижнечелюстных желез. Поднижнечелюстной проток – это трубка, идущая от передней части языка к поднижнечелюстной железе. Околоушные железы выделяют более жидкую слюну, чем слюна, производимая поднижнечелюстными железами. Это означает, что в околоушных железах камни образуются гораздо реже. Камень в подъязычной железе тоже довольно редкое явление.

Каковы симптомы камня в слюнных железах?

Наиболее частыми симптомами являются боль и отек пораженной железы во время еды. Это происходит, если камень полностью перекрывает проток. Слюна не может попасть в рот, если проток заблокирован камнем. Когда слюна не может выйти из закупоренного протока, она попадает обратно в железу. Боль может быть внезапной и сильной, и возникает сразу после приема пищи. Вскоре за ней следует отек. Боль и отек уменьшаются примерно через 1-2 часа после еды.

Однако большинство камней не перекрывают канал полностью. Камень может блокировать поток слюны только частично или не блокировать его вообще, если он находится в теле железы. В этих ситуациях симптомы могут различаться и включать в себя один или несколько следующих симптомов:

• тупая боль над пораженной железой.
  • стойкий отек, который время от времени меняется по размеру
  • заражение железы, вызывающее покраснение и боль

Если не обращать внимания на подобные симптомы, они могут перерасти в инфекцию и абсцесс. При этом у некоторых людей с камнями в слюнных железах симптомы напрочь отсутствуют. Камень может быть случайно обнаружен на рентгеновском снимке по другой причине.

Какие тесты нужны для диагностики проблемы?

Симптомы часто типичны, поэтому обычно диагноз понятен сразу. Иногда врач может прощупать или увидеть камень в отверстии протока. Обычно для диагностики используют ультразвуковое исследование. В некоторых случаях могут потребоваться дополнительные тесты:

• Компьютерная томография или МРТ
  • Сиалография (сиалограмма). Это специальный рентгеновский тест, который помогает выявить любые аномалии слюнного протока. Для этого в пораженный проток вводят небольшую пластиковую трубку. Затем в слюнную железу вводят краситель. Трубку удаляют и делают рентгеновские снимки. На рентгеновских снимках проявляется краситель внутри железы и протока. Данный тест дает представление о структурах внутри железы и обнаруживает любые отклонения от нормы.
  • Сиалэндоскопия. Для проведения этого исследования в слюнной проток вставляется очень тонкая трубка (эндоскоп) с крошечной лампочкой и камерой на конце. После этого врач сможет осмотреть проток и железу, чтобы определить наличие камня.

Как лечить слюннокаменную болезнь?

Большинство камней не исчезнут, пока сами не выйдут наружу или не будут удалены. В некоторых ситуациях небольшой камень выходит сам. Если этого не произошло, возможны следующие варианты лечения:

• Мягкое зондирование протока. С помощью тонкого тупого инструмента врач извлекает камень. Данный метод поможет удалить камень абсолютно безопасно и безболезненно.
  • Лечебная сиалэндоскопия. Наиболее популярная и действенная процедура. Для процедуры используется очень тонкая трубка (эндоскоп) с камерой и светом на конце. Камень захватывается инструментом, прикреплённым к трубке, и вытаскивается наружу. Чтобы сделать эту процедуру безболезненной, обычно в проток сначала вводят местный анестетик.
  • Хирургическая операция. Является традиционным лечением, но проводится все реже и реже. Этот метод обычно используют, если терапевтическая сиалэндоскопия не имела желаемого результата.
  • Ударно-волновое лечение (литотрипсия). Для дробления камней используются ультразвуковые волны, после чего сломанные фрагменты выходят по протоку. Основной минус данного способа заключается в том, что часто камни не могут быть полностью удалены с помощью слюны, а небольшие остаточные фрагменты могут вызвать рецидивы. Другим недостатком являются то, что процедура требует много времени (обычно требуется повторение 30-минутных сеансов с интервалом в несколько недель). И в настоящее время все меньше центров сейчас предлагают УВЛ, которая постепенно заменяется сиалэндоскопией и другими терапевтическими методами лечения.

Большинство инфекций слюнных желез не требуют хирургического вмешательства.  После удаления слюнного камня обычно не возникает повторных проблем. Если же образовываются камни больших размеров – рекомендуется хирургическое лечение. Оно может включать удаление части или всей слюнной железы. Стоит отметить, что удаление одной железы не оказывает большого воздействие на выработку слюны в целом.

Можно ли предотвратить повторное образование камня?

Поскольку точная причина образования слюнных камней неизвестна, нет четких рекомендаций по их профилактике. Однако важно пить много жидкости, особенно если вы часто занимаетесь спортом или живете в теплом климате. Также не забывайте соблюдать гигиену полости рта, которая включает чистку зубов щеткой и зубной нитью как минимум два раза в день.